ПОСМОТРЕЛ
«Вавилон» Дамьена Шазелла. Виртуозное кино. Вихрь сменяющихся состояний, калейдоскоп событий. Очень классно сыграл Брэд Питт, выдал ту порцию актерского обаяния, которую от него и ждали. Фильм получился мегаломанским, неровным, но уважение вызывает именно дерзостью попытки. Объяснение в любви к кинематографу - получилось. Сначала всё чересчур, всё какое-то гаргантюанское, потом Шазелл ловит стихию мелодрамы, и это ему удается лучше. Много смешных моментов, "Вавилон" - вовсе не высоколобое кино про кино. Картина длится три часа с лишним, но это как долгое застолье в хорошей компании.
ЕЩЕ ПОСМОТРЕЛ
…три интервью — все захватывающие.
1) Неожиданный и редчайший диалог с Кормаком Маккарти. Его считают одним из наиболее выдающихся ныне живущих писателей в США. Дочитываю его «Кровавый меридиан» — книгу, которая оправдывает свое название. Это совершенно дикая проза про Америку 1850-х. Страшные бандитские капричос, тем не менее, гипнотизирующие читателя. Сейчас великому деду под девяносто, он практически не дает интервью. Маккарти считает, что лучше писать, чем рассказывать о том, как пишешь.
И вдруг этот разговор, очень доверительный, доброжелательный, где он час рассказывает про разных физиков (его последние два романа об ученых). На меня это видео оказало терапевтическое воздействие. Человек просто мыслит вслух, незаполошно, несуетно. Такая редкость!
https://youtu.be/HrUy1Vn2KdI
Особенно круто — про подсознание, которое «постоянно мониторит твое поведение, чтобы ты не умер». Про творческие решения, многие из которых — неосознанные.
К примеру, Маккарти рассказывает историю про математика, который не мог найти решение задачи. Уснул, и ему приснилось, что он в Кэмбридже обедает с математиком Джоном Нэшем. Он рассказал ему во сне о своей проблеме — и Нэш быстро накидал свои идеи. Математик проснулся, записал, снова уснул, утром встал и увидел на салфетке весьма элегантное решение. И потом включил Нэша в соавторы статьи.
…Затем я стал читать о самом Маккарти и его образе жизни — тема, которая меня всегда интересует со времен дипломной работы (она была про Достоевского и деньги). Как писатель выстраивает свой быт?
Недавно какие-то ученые отрыли несколько давних интервью Маккарти в провинциальных газетах. Вот несколько баек из его жизни. Кормак никогда не работал на постоянной работе, у него бывали периоды чудовищной нищеты. «Я всегда знал, что могу писать. Мне просто надо было понять, как, занимаясь этим, найти еду».
Его вторая жена вспоминает, как они жили в коровнике. «Мы мылись в реке… Иногда кто-то звонил и предлагал ему 2000 долларов за выступление в университете о его книгах. Он обычно отвечал: все, что он должен был сказать, уже там, на бумаге, написано. И тогда мы опять ели бобы всю следующую неделю».
В другом интервью сам Кормак вспоминает: «Всегда что-то подворачивается. У меня не было денег, то есть вообще. У меня закончилась зубная паста, я не знал, что делать, но тут я подошел к почтовому ящику, а там положили бесплатный рекламный образец».
2) Интервью с Джерри Сайнфилдом, известным комиком. Слушаешь, и в очередной раз поражаешься, насколько у профи такого уровня системный подход («я скорее спортсмен»), и как много в серьезном занятии искусством от духовной практики. Опять же, кладезь интересного.
https://www.youtube.com/watch?v=yNTmFORn3xQ
3) Интервью с Тоддом Макфарлейном, легендарным художником комиксов. Роскошное и очень смешное интервью. Про то, как Макфарлен соединил бизнес и искусство, как он решил уйти из «Марвел», выстроил собственную империю — «дом, в основании которого четыре камня: кино, телевидение, видеоигры и игрушки».
О том, какие битвы у него были с другими художниками, менеджерами и тд., чтобы создавать образы, сейчас уже считающиеся классикой.
https://www.youtube.com/watch?v=agTXV5ND6mw
https://www.youtube.com/watch?v=nw8l7W_rZzE
Цитата недели
«Позвольте я скажу вам, леди и джентльмены, как пожилой человек: единственная огромная опасность, с которой вы можете столкнуться в жизни – это статус кво. Это то, с чем вы будете бороться и биться чаще, чем со всем остальным» (Тодд Макфарлейн).