«Шолохов. Незаконный» Захара Прилепина. Как я добрался до этой книжки?
Был тут на прекрасной филологической вечеринке, там обсуждалось, насколько статистика может помочь в определении авторства. Речь, конечно, зашла о Шолохове. По словам одного ученого, статистические исследования показывают, что романы и рассказы Шолохова написаны одним и тем же человеком. С ним жарко спорил другой ученый: мол, Шолохов двух слов связать не мог, «Тихий Дон» сделан целой артелью авторов. Более того, «Они сражались за Родину» и вовсе написал Платонов, но завершить не успел (это версия литературоведа Бар-Селла).
Помню, когда был в экспедиции на Дону, деды рассказывали, как детьми Шолохов их возил по станице на своем крутейшем автомобиле, с ветерком, вздымая пыль. И по местам действия «Тихого Дона» я поездил, иногда кажется, что сама среда написала этот текст, настолько она мощная. Сейчас, мне кажется, пришло время без гнева и пристрастия его изучать. Как человек Шолохов был сложнее, чем кажется. Позиция автора — с кем он? — в «Тихом Доне» мерцающая, но тем она и интересна.
Возвращаясь к «Незаконному»… Прилепин показывает, что прототипы героев Шолохова жили и тусили с ним рядом, имена изменены минимально. В «Тихом Доне» была нормальная писательская работа: иногда два хутора автор объединял в один, иногда для нужд сюжета склеивал из двух прототипов одного героя. Но в целом обнаруживается масса реальных взаимосвязей текста с биографией Шолохова и его окружением (так считает Прилепин).
Стилистика «Незаконного» — с элементами «инда взопрели озимые, рассупонилось солнышко», — но читается книга легко. Читать продолжу)
P.S. На упомянутой выше конференции одна из докладчиц подняла другой извечный вопрос, на этот раз связанный с Пушкиным)) в знаменитом стихотворении про памятник нерукотворный есть строчки: «Вознёсся выше он главою непокорной // Александрийского столпа». Какой столп имеет в виду Пушкин? Александровская колонна в Петербурге? Или Форосский маяк в Александрии? (Если скажете неправильно, некоторые ярые пушкиноведы могут выцарапать вам глаза) шутка))
Так вот, стиховедка высказала мысль, которая мне очень понравилась: Пушкин намеренно многозначен.
Вот и Шолохов, и тайна «Тихого Дона» многозначна (пусть и ненамеренно). Это сюжет, захватывающий именно своей неразрешимостью.